С развитием цифровых технологий и переходом к электронным услугам административные процедуры в сфере государственной регистрации недвижимости стали более доступными и удобными для граждан. В Беларуси одним из ключевых инструментов для упрощения этих процессов является Единый портал электронных услуг (ЕПЭУ).

Как пользоваться белорусским сервисом, какие есть преимущества, корреспондент «ВВ» узнала у заместителя начальника управления «Регистр» РУП «Витебское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» Татьяны Макарян.

– Единый портал электронных услуг – это онлайн-платформа, которая позволяет экономить время, избегать долгих очередей и бумажной волокиты. С 3 января 2024 года административные процедуры в электронном виде доступны в сфере государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, предоставления сведений из регистра недвижимости и внесения исправлений в него, а также учета бесхозяйных объектов, – отметила Татьяна Макарян. – Сервис получил название «Е-Паслуга», пользоваться которым можно как с компьютера, так и через одноименное мобильное приложение. В Витебской области через ЕПЭУ подано уже 32 заявления, основные пользователи – это юридические лица. Однако многие просто не знают о том, что можно авторизоваться на портале, и дальше пользоваться услугами из дома или офиса.

Освоить единый портал электронных услуг несложно. Если с первого раза подать заявление не получается, можно обратиться за консультацией к регистраторам Витебского агентства, его филиалов и бюро, которые покажут и расскажут, какой необходимо собрать пакет документов, как выбрать нужное регистрационное действие для подачи заявления.

– Пользователями «Е-Паслуга» могут стать физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели – резиденты Республики Беларусь. У иностранных граждан и лиц без гражданства обязательно должно быть разрешение на постоянное проживание в нашей стране, – добавила Татьяна Макарян. – Также сервисом могут воспользоваться юрлица и ИП, которые не являются резидентами, но имеют представителей резидентов Беларуси. Четвертая группа – это авторизованные посредники и нотариусы.

Полный перечень административных процедур, в отношении которых можно подать заявление в электронной форме, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 322 от 26.04.2024. Также есть услуги, которые требуют личного присутствия человека, соответственно их нельзя совершить онлайн. В частности, удостоверение сделки.

Как «отпереть» кабинет

У всех белорусов есть личный электронный кабинет, который создается на основании персональных данных из регистра населения. Он находится в спящем режиме, пока человек в него не зайдет.

– Доступ к большинству электронных услуг требует строгой идентификации пользователя, которая возможна при наличии электронной цифровой подписи или биометрических документов, удостоверяющих личность (для белорусских граждан — ІD-карта). Чтобы авторизоваться на «Е-Паслуга», юрлица, как правило, используют ключ электронной цифровой подписи – визуально он выглядит как флешка, – отметила специалист. – Для обычных граждан самым удобным способом будет использование биометрических документов. Но здесь есть нюанс: для активации личного кабинета на компьютере с помощью ІD-карт необходимо дополнительно приобрести считыватель. Чтобы упростить процедуру удобнее будет скачать мобильную версию «Е-Паслуга».

Для использования мобильного приложения необходим смартфон с функцией NFC, которая и будет работать вместо считывателя, и ІD-карта.

Справочно: Сначала в приложении вводится PIN 1. Потом необходимо приложить ІD-карту к задней панели смартфона. После ввести PIN 2 и зарегистрировать свой личный кабинет на «Е-Паслуга».

Пользователь, активировавший ранее личный кабинет на стационарном компьютере, автоматически авторизуется в нем и на «Е-Паслуга».

Как подать заявление

К примеру, человеку необходимо заказать выписку из регистрационной книги. После авторизации в личном кабинете пользователь видит список доступных административных процедур, выбирает необходимую услугу, заполняет заявление, прикрепляет документы, подписывает их электронной цифровой подписью и направляет в уполномоченный орган.

–  Поступление заявок мы отслеживаем каждый день. При этом человеку не нужно решать, в какой филиал или бюро направить заявление. Достаточно выбрать Витебское агентство, а дальше мы сами определяем уполномоченное лицо для исполнения заявки. С результатом административной процедуры пользователь может ознакомиться в личном кабинете, – отметила Татьяна Макарян.

Сроки осуществления процедур не меняются и зависят от вида заявления. Например, для государственной регистрации – стандартные пять рабочих дней, для срочного и ускоренного рассмотрения – соответственно один и два рабочих дня. При запросе документов и (или) сведений из других государственных органов, иных организаций сроки выполнения административных процедур увеличиваются до месяца.

– Также есть очень мотивирующий бонус, благодаря которому однозначно стоит попробовать освоить ЕПЭУ. Для заявителей, которые подают заявление через «Е-Паслуга», предусмотрена льгота 50 % по оплате государственной пошлины за выдачу (оформление) документов, удостоверяющих право пользования, право аренды, право собственности на земельный участок.

В первую очередь освоить ЕПЭУ рекомендуется крупным организациям, которые обращаются в Витебское агентство на постоянной основе, это позволит сократить бумажный документооборот – подчеркнула Татьяна Макарян.

Важно.

  • Распространяется мобильное версия «Е-Паслуга» бесплатно.
  • Строгая авторизация обеспечивает защиту персональных данных.
  • В личном кабинете можно использовать сервисы документооборота и электронный кошелек.
  • Скачать «Е-Паслуга» можно в Google Play, Huawei AppGallery, Android RuStore.

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.