При наличии таких обстоятельств регистраторы недвижимости вынуждены отказывать в государственной регистрации договоров и основанных на них прав в соответствии с пп.1.4 п.1 ст.36 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 года «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), поскольку при государственной регистрации нарушаются требования законодательных актов Республики Беларусь, а именно: п.2 ст.16 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которому правоспособность гражданина прекращается его смертью. В таких случаях единственным выходом для покупателя либо одаряемого является обращение в суд с иском о признании договора действительным и о признании за ним права собственности на объект недвижимого имущества, что естественно влечет существенные расходы.
Чтобы не попасть в подобную ситуацию, нужно своевременно обращаться за государственной регистрацией договора и основанных на нем прав и всегда помнить, что в соответствии со ст.8, 9 Закона о регистрации договоры купли-продажи, дарения объектов недвижимого имущества, равно как и любые иные договоры об отчуждении объектов недвижимого имущества считаются заключенными с момента их государственной регистрации, а основанные на таких договорах права возникают, переходят, прекращаются с момента государственной регистрации соответственно их возникновения, перехода, прекращения в территориальной организации по государственной регистрации.
При обращении за удостоверением договора дарения или купли-продажи объекта недвижимого имущества к регистратору недвижимости Витебского агентства (минуя нотариальную контору) у него на приеме сторонами сделки одновременно могут быть поданы как заявление об удостоверении договора, так и заявление о государственной регистрации договора и основанных на нем прав на объекты недвижимого имущества. Обращаясь в Витебское агентство (его структурные подразделения) за удостоверением договора, Вы точно не забудете подать заявление о его государственной регистрации
- справка о принадлежащих лицу правах на объекты недвижимого имущества или справка о правах на объекты недвижимого имущества,
- справка об отсутствии прав на объекты недвижимого имущества,
- справка о находящихся в собственности гражданина жилых помещениях в соответствующем населенном пункте.
Для выдачи любой из вышеуказанных справок гражданин должен предоставить следующие документы: заявление, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ об оплате.
Согласно п.8 инструкции о порядке предоставления сведений и документов в отношении недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь № 4 от 24.01.2005 (далее - Инструкция № 4), указанные выше справки в отношении членов одной семьи могут выдаваться по одному заявлению одного из членов семьи при представлении им документов, содержащих идентификационные сведения в отношении остальных членов семьи (документов, удостоверяющих личность, либо паспортов, либо иных документов, их заменяющих, предназначенных для выезда за границу, иностранного гражданина или лица без гражданства, выданных соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина или лица без гражданства или международной организацией, свидетельств о рождении и других). В случае изменения гражданином (членом его семьи) идентификационных сведений и необходимости получения обобщенной информации о принадлежавших ему (члену его семьи) до изменения идентификационных сведений правах на объекты недвижимого имущества, справка с указанием измененных (неактуальных) идентификационных сведений лица выдается в виде отдельного документа.
Стоимость выдачи одной справки составляет 0.1 базовой величины. Максимальный срок осуществления административных процедур по выдаче справок, указанных выше, составляет 3 рабочих дня со дня подачи заявления.
Согласно п.3 Инструкции № 4 справки могут быть предоставлены по письменному заявлению гражданина, поданному регистратору в ходе личного приема, либо по письменному запросу государственных органов, организаций и иных лиц, имеющих право на получение соответствующих сведений и документов (например, по запросу Витебского городского исполнительного комитета, с которым у нашего предприятия налажена система электронного документооборота при выдаче справок).
Также заявление может быть направлено посредством почтовой связи или передано в виде электронного документа в порядке, предусмотренном инструкцией о порядке подачи и оформления документов, необходимых для осуществления регистрационных действий, для целей их дальнейшего направления посредством почтовой связи или передачи в виде электронных документов, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 16.12.2011 № 70. Но направление заявления путем почтовой связи либо в электронном виде потребует дополнительных денежных расходов на нотариальные, почтовые услуги, либо услуги по изготовлению электронной цифровой подписи.
Для получения справок гражданин вправе лично обратиться с заявлением в РУП «Витебское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» в порядке живой очереди либо по предварительной записи по адресу: 210026, г. Витебск, ул. Политехническая, 5/18, 4 этаж (кабины 1-12), согласно режиму работы предприятия: понедельник, суббота: c 8.00 до 17.00 (без перерыва на обед); вторник - пятница: c 8.00 до 20.00 (без перерыва на обед); выходной день - воскресенье. Предварительная запись на любое удобное время может быть осуществлена по телефону 8 (0212) 60-91-30 либо через сайт нашего предприятия www.vagr.by.
- 5 рабочих дней со дня подачи заявления,
- в случае совершения регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа, – 7 рабочих дней,
- в случае совершения регистрационных действий в ускоренном порядке – 2 рабочих дня,
- в случае совершения регистрационных действий в срочном порядке, если заявление о государственной регистрации подано не менее чем за два часа до окончания установленного в организации рабочего времени, – 1 рабочий день (не применяется в случае совершения регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа),
- в случае совершения регистрационных действий в отношении земельных участков, предоставленных для обслуживания вновь построенных многоквартирных жилых домов, – 2 календарных дня (не применяется в случае совершения регистрационных действий в отношении земельных участков, предоставленных для обслуживания многоквартирных жилых домов, построенных по государственному заказу),
- 2 календарных дня – в случае государственной регистрации создания вновь построенных многоквартирных жилых домов (в случае совершения регистрационных действий в отношении многоквартирных жилых домов, построенных по государственному заказу, – 5 рабочих дней),
- в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – 1 месяц.
- 5 рабочих дней со дня подачи заявления,
- в случае совершения регистрационных действий в ускоренном порядке – 2 рабочих дня,
- в случае совершения регистрационных действий в срочном порядке при условии, что заявление о государственной регистрации подано не менее чем за два часа до окончания установленного времени работы организации, – 1 рабочий день,
- в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – 1 месяц.
В случаях, предусмотренных ст.35 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 года «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», совершение регистрационного действия может быть приостановлено на срок не более одного месяца. О мотивах и сроках приостановления, порядке обжалования приостановления заявитель уведомляется заказным письмом в течение трех рабочих дней с даты принятия решения о приостановлении совершения регистрационного действия.
Предусмотренный данной нормой запрет отчуждения (купля-продажа, мена, дарение) касается исключительно земельных участков, предоставленных гражданину местным исполнительным комитетом для ведения коллективного садоводства в частную собственность, с момента государственной регистрации у гражданина возникновения права частной собственности на которые по состоянию на 1 января 2015 года не истек 5 летний срок.
Таким образом, запрет на отчуждение после 1 января 2015 года земельных участков не касается земельных участков:
право частной собственности на которые перешло по наследству (независимо от даты государственной регистрации права частной собственности наследодателя и наследников на земельный участок);
приобретенных гражданином на основании гражданско-правовых сделок (на основании договоров купли-продажи, дарения, мены и т.д.);
принадлежащих гражданину на праве пожизненного наследуемого владения либо аренды и выкупленных им в частную собственность, если с момента государственной регистрации возникновения у лица, которому первоначально земельный участок был предоставлен местным исполнительным комитетом для ведения коллективного садоводства, права пожизненного наследуемого владения либо аренды истек 5 летний срок.
То есть, если гражданин купил в 2014 году или ранее земельный участок для коллективного садоводства и зарегистрировал до 1 января 2015 года в установленном порядке в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним договор купли-продажи и право собственности на земельный участок, то после 1 января 2015 года гражданин сможет распорядиться этим земельным участком с соблюдением требований законодательства об охране и использовании земель.
Если же гражданин купил в 2014 году или ранее земельный участок, который был предоставлен продавцу для ведения коллективного садоводства местным исполнительным комитетом, но по состоянию на 1 января 2015 года не пройдет еще 5 лет с момента государственной регистрации возникновения права собственности продавца на этот земельный участок, то в случае обращения покупателя за осуществлением государственной регистрации договора купли-продажи такого земельного участка и основанного на нем права собственности только после 1 января 2015 года, в совершении регистрационных действий покупателю будет отказано, так как будет нарушаться вышеуказанная норма Указа № 387. Разрешение в такой ситуации вопроса об оформлении права собственности на земельный участок возможно будет только в судебном порядке.
Если же гражданин купил в 2014 году или ранее земельный участок, который был приобретен продавцом на основании гражданско-правовой сделки (договора купли-продажи, мены, дарения ит.д.) или перешел к нему по наследству, то осуществить государственную регистрацию такого договора и основанного на нем права на земельный участок покупатель сможет при отсутствии иных оснований для отказа также после 1 января 2015 года.
При этом отчуждение гражданами принадлежащих им на праве собственности земельных участков для ведения коллективного садоводства допускается также при отсутствии на них возведенных и зарегистрированных в установленном порядке садовых домиков.
Аналогичным образом регулируются вопросы отчуждения гражданами садовых домиков, расположенных на земельных участках для коллективного садоводства, принадлежащих им на праве пожизненного наследующего владения либо аренды.
- гражданин, подающий документы, вследствие тяжелой болезни или инвалидности не может прибыть в помещение организации по государственной регистрации;
- при заключении разовых договоров об оказании услуг с жилищно-строительными либо гаражными кооперативами, садоводческими товариществами, дачными кооперативами.
- для граждан Республики Беларусь: паспорт гражданина Республики Беларусь
- для граждан Республики Беларусь, не достигших четырнадцатилетнего возраста и не имеющих паспортов граждан Республики Беларусь: свидетельство о рождении,
- для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь: вид на жительство в Республике Беларусь,
- для лиц, признанных беженцами: удостоверение беженца,
- для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно находящихся на территории Республики Беларусь: действительный паспорт или иной документ, его заменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией.